Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігі
Архив, құжаттама және кітап ісі комитетінің
«Орталық мемлекеттік архив»
Республикалық мемлекеттік мекемесі
Қаз
|
Рус
facebook instagram
НегізгіҚызмет көрсетуИнтернет-қабылдауЫнтымақтастықАрхив тарихыМемлекеттік рәміздер
Жаңалықтар
Барлығын көрсету
17-03-2025
Қайырымдылық күні

14-03-2025
Көрісу күні

07-03-2025
8 наурыз - Халықаралық әйелдер күні

Онлайн көрмесі
Барлығын көрсету



Мемлекеттік рәміздер
Барлығын көрсету
Қазақстан Республикасының Мемлекеттік туы - Қазақстан Республикасының мемлекеттiк негiзгi рәмiздердiң бiрi. ҚР Президентiнiң "Қазақстан Республикасының Мемлекеттiк рәмiздерi туралы" конституц. заң күшi бар Жарлығымен (24.1.1996) белгiленген. Мемл. ту көгiлдiр түстi тiк бұрышты кездеме. Оның ортасында арайлы күн, күннiң астында қалықтаған қыран бейнеленген...

Онлайн көрмесі
 
Режиссер, драматург, актер театра и кино, певец, переводчик. Народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР, один из основоположников Казахского театра оперы и балета – все это о Канабеке Байсеитове.
Канабек Байсеитов родился 15 марта 1905 г. в колхозе «Алга» Каратальского района Алма-Атинской области. Отец его занимался скотоводством и служил бием. Когда мальчику было 8 лет, отец, мечтавший дать единственному сыну образование, определил его к аульному мулле. Мулла обучал Канабека молитвам, арабскому языку, грамоте. Это обучение длилось две зимы – аул не находился на одном месте более двух месяцев, необходимо было менять пастбище, а зимой времени было побольше.
Детство Канабека прошло, как у многих его сверстников – помогал родителям по хозяйству, по уходу за скотом и посевами, но при этом находил свободные минуты для развлечений, участвовал в тоях, состязаниях в исполнении народных песен и делал даже первые попытки к сочинительству. Среди молодежи выделялся своей силой и способностями, с удовольствием играл в «кокпар».
Сложившийся образ жизни мало удовлетворяет К. Байсеитова. Он стремится к общественной деятельности. В 1921 году работал секретарем районного ревкома. В 19 лет в 1924 г. его назначили начальником районной милиции. Уже будучи видным работником уезда, Байсеитов решает во чтобы то ни стало продолжить образование. В 1926 году поступает в Алма-Атинский педагогический техникум (ныне АГУ им. Абая), где организовал кружок художественной самодеятельности. Его, руководителя и режиссера кружка, не смущает отсутствие репертуара. Он сам решает эту проблему, сочинив одноактную пьесу «Койеше мен бай» («Хозяин и пастух»). Спектакль привлекает внимание общественности.
В 1929 году по окончании техникума по приказу Наркомпроса Байсеитов был переведен в Казахский Государственный драматический театр (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М.О. Ауэзова) на должность актера. В театре сразу же были замечены его творческая инициатива, культурный кругозор. Он первый в труппе овладевает музыкальной грамотой, приступает к занятиям по вокалу, постановке голоса. Изучает русский репертуар, переводит на казахский язык. В это же время он берется за перо драматурга. Уже в сезоне 1929-1930 гг. Байсеитов ставит на сцене театра свою пьесу «Зауре», в которой сыграл роль Темирбека.
В драматическом театре Канабек Байсеитов создал в поставленных им спектаклях ряд сценических образов: Кебек из пьесы «Енлик-Кебек», Нуркана – «Ночные раскаты» М.О. Ауэзова, Шагабутдинова из «Мятежа» Фурманова Д. и др.
В 1934 г. организовался Казахский Государственный музыкальный театр (ныне Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая).
Во вновь образованный театр Канабек Байсеитов был назначен актером и режиссером. У него была большая мечта – он хотел видеть музыкальный театр творчески зрелым, передовым, в совершенстве овладевшим искусством сценических образов. Научиться этому искусству можно было в Москве у мастеров русской сцены. Первым учителем в области режиссуры был художественный руководитель театра «Революции» г. Москвы народный артист СССР Александр Попов. Свыше полугода Байсеитов изучает театральную практику, знакомится с репетиционной работой в лучших театрах Москвы. Поездок в Москву было несколько. Одна - в самом начале работы казахского музыкального театра, другая – в связи с декадой казахского искусства в 1936 году, затем были и другие творческие командировки.
В 1949-1950 гг. К. Байсеитов учился на режиссерских курсах при Театральном институте им. А.Н. Островского в г. Ленинграде, после окончания работал главным режиссёром ГАТОБ им. Абая.
На сцене музыкального театра образы, созданные К. Байсеитовым обширны и разнохарактерны: Тулеген из оперы «Кыз Жибек», Таргын из оперы «Ер-Таргын», Арыстан в музыкальной драме «Айман-Шолпан» Брусиловского Е.Г., Абай из одноименной оперы Жубанова А. и Хамиди Л. и др.
К. Байсеитовым с успехом были поставлены оперы казахских и русских и др. композиторов таких, как «Кыз-Жибек» в двух вариантах (1934), «Айман-Шолпан» (1936), «Жалбыр» в двух вариантах (1935-1953), «Дударай» (1953) Е. Брусиловского, «Амангельды» (1945) Е. Брусиловского, М Тулебаева, «Пленница» (1940) В. Великанова, «Князь Игорь» (1941) А. Бородина, «Даиси» (1942) З. Палиашвили, «Евгений Онегин» (1944) П.И. Чайковского, «Тулеген Тохтаров» (1947) А. Жубанова и Л. Хамиди, «Алтын-шаш» (1949) Н. Жиганова (в переводе К. Байсеитова), «Золотые горы» (1960) К. Кужамьярова и др.
Работой в театре не ограничивается творческая деятельность Канабека Байсеитова. Ему принадлежит немалая заслуга в развитии киноискусства в республике. Выступая в кино, как киноактер он создал ряд незабываемых образов: это волостной управитель Джагапар в фильме «Амангельды» (1938), Журка в «Девушка-джигит» (1954), Алтынбек в «Березы в степи» (1956), Итбай в «Ботагоз» (1957), Уралов «На диком бреге Иртыша» (1958), Оспанов «Тишина» (1959), профессор Усенов «Сплав» (1961), Асанов «Сказ о матери» (1963) и др.
Мало кто знает, что Канабек Байсеитов является автором текстов некоторых песен к кинофильму «Девушка-джигит». Это - «Первая песня Галии», «Айтыс Галии», «Айтыс Айдара», один куплет песни Онгарбая, а также дуэт Журка и Онгарбая, свадебные песни «Жар-жар». Об этом свидетельствуют документы, вошедшие в состав личного фонда Байсеитова - заявление директору Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов (ныне «Казахфильм») с просьбой оплатить гонорар за тексты вышеназванных песен к кинофильму «Девушка-джигит», а также исковые заявления в Народный суд Фрунзенского района г. Алма-Аты о взыскании гонорара с Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов (ныне «Казахфильм») за тексты песен.
Песни были приняты, включены в кинофильм, исполнялись. Дирекция киностудии дала задание Байсеитову написать песни, но по неизвестной причине не заключили с ним договор, вследствие чего не был оплачен гонорар, а также не включили имя Канабека Байсеитова в титры как автора текстов песен. Мы не знаем, чем закончилась эта история, но, к сожалению, в титрах кинофильма «Девушка-джигит» Байсеитов указан только как актер.
Правительство высоко оценило вклад Канабека Байсеитова в развитие театрального искусства. В 1934 году Байсеитову присвоено звание заслуженного артиста Казахской ССР, а в 1936 году – звание народного артиста Казахской ССР. Он – лауреат Государственной премии Казахской ССР, кавалер орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, ордена Ленина.
Канабек Байсеитов - выдающийся режиссер, актер и драматург, чья творческая деятельность оставила значительный след в истории казахской культуры. Он является одним из основоположников Казахского национального театра оперы и балета им. Абая и непревзойденным исполнителем ряда выдающихся ролей. Канабек Байсеитов останется в сердцах любителей и ценителей искусства на долгие годы.

Е.Н. Джунусова
архивист отдела по работе с архивами и
сторико-документальными коллекциями
личного происхождения Центрального
государственного архива
Республики Казахстан



 
2025 жылы 6 наурызда Сейілхан Асқаровтың туғанына 100 жыл толады! Осыған орай С.Асқаровтың туғанына100 жыл толуы құрметіне ҚР Орталық мемлекеттік архивінде сақталған жеке тектік қоры құжаттарынан жасалған көрмені назарыңызға ұсынамыз!
 
(к 110-летию со дня рождения заслуженного тренера СССР по альпинизму, члена Географического общества СССР Михаила Эдуардовича Грудзинского по документам Центрального государственного архива
Республики Казахстан)

В Центральном государственном архиве Республики Казахстан хранятся документы заслуженного тренера СССР по альпинизму, члена Географического общества СССР Грудзинского Михаила Эдуардовича. В составе архивного фонда – рукописи книг, статей, летописи, описание маршрутов, восхождений на вершины, географо-альпинистские характеристики, материалы исследовательских экспедиций, походов, анализы аварий в горах, отчеты, справки, очерки о развитии альпинизма в Казахстане, переписка, документы к биографии, фотографии и др.
Михаил Эдуардович Грудзинский родился 8 ноября 1914 года в г. Полтаве в семье служащих. Отец - Грудзинский Эдуард Эдуардович - погиб в 1916 г. в Первую мировую войну, мать - Грудзинская Анна Акимовна – работала медицинской сестрой. У Михаила Эдуардовича был брат Игорь, который погиб в 1941 году в боях под Москвой.
Семья переезжает в г. Лохвиц, где он оканчивает семилетнюю школу в 1930 году. С 1931 по 1934 годы учится в Харьковском механико-машиностроительном техникуме по специальности авиатехник. После окончания техникума работал на Харьковском заводе им. Коминтерна слесарем, мотористом, затем авиатехником.
Спортом Грудзинский занимался с ранних лет, уделял много внимания легкой атлетике и лыжам. С 1932 года начал заниматься туризмом, а с 1934 – альпинизмом. Совершил ряд походов и восхождений на вершины Кавказа.
В 1937 году окончил Школу инструкторов альпинизма в Адул-Су (Кавказ).
С 1938 года он работает инструктором, затем тренером Украинской школы инструкторов альпинизма.
В 1940 году Грудзинского М.Э. призывают в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Эдуардович на фронте.
Был неоднократно ранен. Тяжелое ранение получил под Киевом в правую ногу от осколка авиабомбы. Боевые товарищи даже подумали, что ему почти оторвало ногу. Врачи сумели сохранить ногу, но прочили ему кабинетную работу. Грудзинского демобилизовали из армии с инвалидностью 3 степени. Еще во время лечения ему удалось связаться с хорошим киевским знакомым заслуженным мастером спорта СССР, альпинистом, известным исследователем Центрального Тянь-Шаня Погребецким Михаилом Тимофеевичем. По его приглашению в 1943 году Грудзинский М.Э. приезжает в Алма-Ату и принимает участие в создании Всесоюзной школы инструкторов горнострелковой подготовки.
В Алма-Ату Грудзинский приехал на костылях. Работал начальником штаба, но вскоре эта работа перестала его удовлетворять. Горы манили его. С каждым днем в нем крепла уверенность, что возможно добиться неизмеримо большего - подняться на высоту, стать инструктором по альпинизму.
В письме к своей матери он писал: «... всю свою волю, все свои силы направил к одной цели - из инвалида стать спортсменом». Первым делом необходимо было избавиться от трофической язвы, освободиться от перевязок и опеки врачей. Минеральный источник в Горельнике не оправдал его надежд. Михаил Эдуардович вспомнил о чудесном исцелении лучами кварцевой лампы от рожистого воспаления после неудачной операции в астраханском госпитале. 20 сеансов и горное солнце справилось с язвой, которую не могли победить операции и лекарства. Одновременно велась борьба за движение, делал зарядку, костыли сменил на две палки. В ботинок положил специальную стельку, которая уменьшила боли при движении в изуродованной стопе. Когда в школе начинались занятия, он тайком ходил тренироваться на скалы. Однажды он сорвался и упал, от сильной боли потерял сознание... С тех пор правая нога стала сгибаться в колене.
В конце августа школа выходила на практические занятия. Долго Грудзинский убеждал Погребецкого прежде, чем было получено разрешение отправиться в горы. На пик Комсомола он вышел вместе с Юрием Гудковым. Восхождение было сложным, приходилось скрывать жгучую боль в ноге. «Выстоять, до конца выстоять, иначе потеряешь веру в себя и уважение людей», - с такими мыслями Михаил Эдуардович шел к вершине. Пик Комсомола стал местом второго рождения Грудзинского, открывшего ему дорогу к тренерской работе и исследованиям. В 1944 году он переведен на должность старшего инструктора.
Все это, а также о становлении Всесоюзной школы инструкторов горно-стрелковой подготовки Грудзинский напишет в своей книге «Вершина мужества» (1975).
За годы войны Всесоюзная школа инструкторов горно-стрелковой подготовки выпустила несколько тысяч горных стрелков для действующей Красной Армии, сыгравших важнейшую роль в обороне Кавказа, Каpпат и др.
После окончания войны в 1946 году Всесоюзная школа инструкторов горно-стрелковой подготовки была реорганизована в Республиканскую школу инструкторов альпинизма Казахской ССР, а в 1950 году, после вторичной реорганизации - в альпинистский лагерь «Горельник», где Грудзинский М.Э. с 1946 г. по 1952 года работал старшим инструктором. В этот период он совершил более 120 восхождений на вершины Тянь-Шаня. С 1952 по 1954 годы работал в должности начальника сектора альпинизма и туризма в Республиканский комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Казахской ССР. Затем работал старшим инструктором Казахского республиканского клуба альпинистов.
Грудзинский руководил экспедициями в Левый Талгар, Аксай, Чилик, участвовал в высотных экспедициях в Центральный Тянь-Шань в 1955, 1956 (руководитель научно-исследовательской работой), 1959 годах.
С 1958 по 1968 годы руководил учебно-методическими сборами по горной подготовке погранвойск.
С 1953 по 1965 года выполнял обязанности Уполномоченного Всесоюзного Комитета по физической культуре по альпинизму по высокогорным работам Тянь-Шаня. Составил описание вершин Заилийского Алатау и схему этого хребта.
В 1961 году Грудзинскому присвоено звание заслуженного тренера СССР. Был членом Совета Федерации альпинизма СССР от Казахской ССР, спортивным судьей по скалолазанию республиканской категории, спортивным судьей 1 категории по горно-лыжному спорту и др.
Занимался общественной работой: был председателем Казахского филиала Географического общества СССР.
Грудзинский М.Э. награжден значком «Отличник РККА» (I940), медалью «За победу над Германией» (1945), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне I94I-I945 гг.» (1946), значком «Отличник физкультуры» (1948), знаком «Ветеран альпинизма СССР» (1967), памятной медалью Комитета по физической культуре и спорту СССР (1967), медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне» (1968), а также Почетными Грамотами Верховного Совета Казахской ССР (1957), ЦК ЛКСМ Казахстана (1945-1968) и др.



Е.Н. Джунусова
архивист отдела по работе с архивами и
сторико-документальными коллекциями
личного происхождения Центрального
государственного архива
Республики Казахстан
 
Қазақстанның халық жазушысы, Ұлы Отан соғысының ардагері, Қазақстанның Еңбек Ері, КСРО мемлекеттік сыйлығының лауреаты Әбдіжәміл Кәрімұлы Нұрпейісовтың ( 1924-2022) туғанына 100 жыл толуына арналған ҚР ОМА жеке тектік қорының құжаттары негізінде әзірленген онлайн-көрме
 
Қазақстанның халық жазушысы, Ұлы Отан соғысының ардагері, Қазақстанның Еңбек Ері, КСРО мемлекеттік сыйлығының лауреаты Әбдіжәміл Кәрімұлы Нұрпейісовтың ( 1924-2022) туғанына 100 жыл толуына арналған ҚР ОМА жеке тектік қорының құжаттары негізінде әзірленген онлайн-көрме
Навигация
Тоқта сыбайлас жемқорлық
ҚР 'ОМА' РММ сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің 'Адалдық алаңы' жобасы аясында, азаматтардың сенімін арттыру мақсатында, барлық сұрақтар бойынша архив пайдаланушылары архивтің шұғыл байланыс телефонына хабарласа алады:
Директордың орынбасары: Жылысбаева Марзия Ганиевна.
телефон:8(727)2720334
мобильный:8(701)4816169
Яндекс.Метрика Разработка и поддержка сайта - cga.kz